понедельник, 19 сентября 2022 г.

  

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста

 посредством технологий ТИКО- и  ЛEГO–конструирования

 

Аннотация. В статье раскрываются развивающие возможности конструкторов ТИКО и LEGO. Представлен опыт работы технологий ТИКО- и  ЛEГO-конструирования в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательное развитие, мыслительные процессы, пространственное мышление, конструирование, конструктивная деятельность, технологии ТИКО- и  ЛЕГО-конструирования.

 

В современной системе дошкольного образования ведущее место отводится формированию познавательного интереса детей дошкольного возраста, развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становление сознания; развитию воображения и творческой активности. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», содержание Программы должно обеспечивать познавательное развитие, которое направлено на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения, хранения и применения знаний об окружающем мире; чем шире кругозор человека, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон, свойств, отношений.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в разных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мысленных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения). Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Для детей в возрасте от трех до семи лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе дети начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО и LEGO дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.

МАДОУ «Центр развития ребёнка «Академия детства» в данный момент является инновационной федеральной площадкой по теме: «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фрёбеля  до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Работая над реализацией данного проекта, составлены программы дополнительного образования технической направленности и приобретены разные виды конструкторов, в том числе ТИКО и LEGO.

 «ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.  Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Изучив курс "ТИКО-конструирование", дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

«LEGO» (ле́го, от дат. Leg-godt - «играй хорошо») — серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Основой наборов является кирпичик LEGO — деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и так далее. Блоки имеют стандартизованные размеры. Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, поездов, кораблей, зданий, роботов. LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививает навыки сборки, разборки и ремонта техники.

Педагогу важно знать особенности использования технологий ТИКО – и ЛЕГО- конструирования в условиях дошкольной образовательной организации: во-первых, соответствие возрастным особенностям дошкольников; во-вторых, следовать принципу последовательности (от простого к сложному); в-третьих, организовывать предметно развивающую среду.

Изучив методические материалы по работе с данными конструкторами, стала использовать следующие формы  организации обучения дошкольников конструированию:

·         Конструирование по образцу, оно заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании;

·         Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой имеется очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

·         Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.

·         Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

·         Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развития творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать.

·         Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Благодаря технологиям ТИКО- и  ЛEГO – конструирования  воспитанники учатся выполнять практические задания и занимательные упражнения, что позволяет педагогам, формировать, развивать, корректировать у ребенка пространственные, зрительные и математические представления, формировать волевую готовность к школе. Дети учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более действенный способ достижения цели.

Таким образом, используя технологии ТИКО– и ЛЕГО-конструирования для формирования познавательного развития дошкольников педагог развивает у детей любознательность, познавательную мотивацию, формирует познавательные действия, развивает воображение и творческую активность дошкольников, согласно требований федерального государственного стандарта дошкольного образования.

 

Библиографический список

  1. Кизуб К.В. Картотека игр по ЛЕГО. — Челябинск. — 2018. — 21 с.
  2. ТИКО-конструирование: метод, рекомендации /Н.М.Карпова, И.В.Логинова, Т.Н.Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С.Тармышова, С.В.Горцева, С.Г.Петрова; вступ. ст. Е.В.Михайловой. В. Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2018. С. 4-5, 8-9, 12. 267
  3. Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду. — М: ТЦ Сфера, 2018- 144 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий