Формирование
познавательного интереса детей дошкольного возраста
посредством технологий ТИКО- и ЛEГO–конструирования
Аннотация. В статье раскрываются развивающие
возможности конструкторов ТИКО и LEGO. Представлен опыт работы технологий ТИКО-
и ЛEГO-конструирования в условиях
дошкольной образовательной организации.
Ключевые
слова: познавательный интерес, познавательное развитие, мыслительные
процессы, пространственное мышление, конструирование, конструктивная
деятельность, технологии ТИКО- и ЛЕГО-конструирования.
В современной системе
дошкольного образования ведущее место отводится формированию познавательного
интереса детей дошкольного возраста, развитию интересов детей, любознательности
и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становление
сознания; развитию воображения и творческой активности. Согласно Приказу
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования», содержание
Программы должно обеспечивать познавательное развитие, которое направлено на формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.
Познавательный интерес
приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия,
памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения,
хранения и применения знаний об окружающем мире; чем шире кругозор человека,
тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его
возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь
приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон,
свойств, отношений.
Конструирование
теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.
Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности
световосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта,
пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается
от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов;
начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление;
учатся представлять предметы в разных пространственных положениях, мысленно
менять их взаимное расположение.
Конструктивная
деятельность предполагает развитие таких мысленных процессов, как анализ,
синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность
предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения). Дети учатся
совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность
данного конструктивного решения.
Для детей в возрасте от
трех до семи лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе дети
начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать,
экспериментировать. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им
нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО и LEGO дают им
возможность для экспериментирования и самовыражения.
МАДОУ «Центр развития
ребёнка «Академия детства» в данный момент является инновационной федеральной
площадкой по теме: «Формирование у детей готовности к изучению технических наук
средствами парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного
образования». Работая над реализацией данного проекта, составлены программы
дополнительного образования технической направленности и приобретены разные
виды конструкторов, в том числе ТИКО и LEGO.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой
Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур
из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для
ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от
развертки – к объемной фигуре и обратно.
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и
забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Изучив
курс "ТИКО-конструирование", дети успешно владеют основными приемами
умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются,
работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим
творчеством. Развитие у детей образного мышления и пространственного
воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию,
разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ
в трехмерном пространстве.
«LEGO» (ле́го, от дат. Leg-godt - «играй
хорошо») — серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и
моделирования разнообразных предметов. Основой наборов является кирпичик LEGO —
деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими
такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей:
фигурки людей и животных, колёса и так далее. Блоки имеют стандартизованные
размеры. Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода
датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей,
самолётов, поездов, кораблей, зданий, роботов. LEGO воплощает идею модульности,
наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические
проблемы, а также прививает навыки сборки, разборки и ремонта техники.
Педагогу важно знать особенности
использования технологий ТИКО – и ЛЕГО- конструирования в условиях дошкольной
образовательной организации: во-первых, соответствие возрастным особенностям дошкольников;
во-вторых, следовать принципу последовательности (от простого к сложному);
в-третьих, организовывать предметно развивающую среду.
Изучив методические материалы по
работе с данными конструкторами, стала использовать следующие формы организации обучения дошкольников
конструированию:
·
Конструирование по образцу, оно заключается в том, что детям
предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и
конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения
обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий,
основанная на подражании;
·
Конструирование по модели. Детям в качестве образца
предъявляют модель, в которой имеется очертание отдельных составляющих ее
элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них
строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают
определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели
является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
·
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки,
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка
должна соответствовать. В процессе такого конструирования у детей формируется
умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую
деятельность достаточно сложной структуры.
·
Конструирование по простейшим
чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из
деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные
особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм
наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется
мышление и познавательные способности.
·
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для
развития творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают,
что и как будут конструировать.
·
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают
материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по
своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы
детей здесь ограничиваются определенной темой.
Благодаря технологиям ТИКО- и ЛEГO – конструирования воспитанники учатся выполнять практические
задания и занимательные упражнения, что позволяет педагогам, формировать,
развивать, корректировать у ребенка пространственные, зрительные и
математические представления, формировать волевую готовность к школе. Дети
учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить
более действенный способ достижения цели.
Таким образом, используя
технологии ТИКО– и ЛЕГО-конструирования для формирования познавательного
развития дошкольников педагог развивает у детей любознательность,
познавательную мотивацию, формирует познавательные действия, развивает
воображение и творческую активность дошкольников, согласно требований
федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Библиографический список
- Кизуб К.В. Картотека игр по ЛЕГО. — Челябинск. —
2018. — 21 с.
- ТИКО-конструирование: метод, рекомендации
/Н.М.Карпова, И.В.Логинова, Т.Н.Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева,
В.С.Тармышова, С.В.Горцева, С.Г.Петрова; вступ. ст. Е.В.Михайловой. В.
Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых
ресурсов», 2018. С. 4-5, 8-9, 12. 267
- Фешина Е.В. Лего -
конструирование в детском саду. — М: ТЦ Сфера, 2018- 144 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий