понедельник, 19 сентября 2022 г.

 

Использование технологий имитированного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

 

В условиях, когда увеличивается число регионов экологического
неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у
подрастающего поколения, да и всего населения, становится особенно
актуальной. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания.

В  настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного  образования.

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. 

Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Так что же такое модель и моделирование?            Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками

Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

          Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

 - развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

 - учит выделять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта

  - способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например:

1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев;

3. Графические модели (графики, схемы) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
          Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Например, при организации детского экспериментирования целесообразно использование определенных карт-схем. Экспериментально-исследовательский процесс ставит ребёнка в позицию первооткрывателя. Так, на первом этапе педагог беседует с детьми о предстоящих экспериментах и предполагаемых результатах, помогает детям в построении плана эксперимента, развивает умение предвидеть результат и направления изменения деятельности в связи с ним. Сначала беседы проводятся на подробные карточки-схемы эксперимента.

·         Что хотим узнать с помощью этого эксперимента?

·         Какие приборы и материалы нужны?

·         Какое действие необходимо выполнить?

·         Какой результат получили в ходе эксперимента?

Затем предлагается только схема эксперимента. По этой же схеме детям нужно придумывать свои эксперименты с предложенным материалом, затем - на определённую тему.

На втором этапе проводится работа по развитию умений, необходимых для самостоятельного экспериментирования. Для этого используются беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в центре экспериментирования.

Организация работы по картам-схемам может осуществляться в следующих формах:

·         коллективная работа;

·         подгрупповая работа;

·         индивидуальная работа.

                      Использование карт - схем для проведения опытов позволяет учитывать особенности наглядно-образного мышления дошкольников (наличие зрительно-смысловых образов на схеме) и, в то же время, способствовать формированию логического мышления (изучение алгоритма действий помогает устанавливать причинно-следственные связи), развивает мыслительные операции (сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез). При этом самостоятельная деятельность способствует повышению познавательной активности детей и созданию определённой эмоциональной атмосферы.

          При организации образовательного процесса необходимо создавать такие дидактические условия, которые способствовали бы осмыслению материала, стремлению ребёнка понять, запомнить, воспроизвести опыт, овладеть способом проведения опыта по образцу и в изменённых условиях, интенсивному проявлению познавательных интересов. Для этого перед проведением опытов рекомендуется активно использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности, поиск ответа.

Таким образом, активно используя метод моделирования, мы видим, что он помогает детям более полно раскрыть важные особенности объектов природы, а так же раскрыть причинно-следственные связи, существующие в ней. Благодаря этому у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий