Использование технологий
имитированного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного
возраста
В
условиях, когда увеличивается число регионов экологического
неблагополучия, проблема воспитания
экологической культуры у
подрастающего поколения, да и всего населения,
становится особенно
актуальной. Проблема экологического
воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания.
В настоящее
время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы
области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у
взрослых преобладает потребительский подход к природе, что обуславливается
низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические
проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее
состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать
все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь
с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
С принятием законов
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и
"Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования
системы экологического образования населения. "Указ президента Российской
Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития"
Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование
в разряд первостепенных государственных проблем. Современные педагогические
технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных
стандартов дошкольного образования.
Игра - ведущий наиболее доступный
для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего
мира впечатлений, знаний.
Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра,
учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с
выполнением режима и игра.
Игровые
технологии способствуют также и формированию основных форм мышления:
наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
Основным из наиболее перспективных методов
реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление
дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод
моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд
дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе
и при ознакомлении с окружающим миром. Одним из эффективных средств,
обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и
активное участие, в процессе моделирования. Так что же такое модель и
моделирование? Моделирование в
детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника,
направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на
принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями,
знаками
Цель моделирования в экологическом
воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов
природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Использование
метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие
задачи:
- развивает у детей умственную
активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит выделять главные признаки
предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта
- способствует развитию речевых
навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию
дошкольника.
В дошкольном обучении можно применять
разные виды моделей, например:
1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности,
пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические
игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки,
связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски
бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании
цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при
абстрагировании и замещении формы листьев;
3. Графические модели (графики, схемы) передают обобщённо (условно)
признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь
погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для
обозначения явлений в неживой и живой природе.
Моделирование основано на
принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями,
знаками. Например, при организации детского экспериментирования целесообразно
использование определенных карт-схем.
Экспериментально-исследовательский процесс ставит ребёнка в позицию
первооткрывателя. Так, на первом этапе педагог беседует с детьми о предстоящих
экспериментах и предполагаемых результатах, помогает детям в построении плана
эксперимента, развивает умение предвидеть результат и направления изменения деятельности
в связи с ним. Сначала беседы проводятся на подробные карточки-схемы
эксперимента.
·
Что хотим
узнать с помощью этого эксперимента?
·
Какие
приборы и материалы нужны?
·
Какое
действие необходимо выполнить?
·
Какой
результат получили в ходе эксперимента?
Затем предлагается только схема эксперимента. По этой же схеме детям нужно
придумывать свои эксперименты с предложенным материалом, затем - на
определённую тему.
На втором этапе проводится работа по развитию умений, необходимых для
самостоятельного экспериментирования. Для этого используются беседы,
специальные игры и упражнения, практическая деятельность в центре
экспериментирования.
Организация работы по картам-схемам может осуществляться в следующих
формах:
·
коллективная
работа;
·
подгрупповая
работа;
·
индивидуальная
работа.
Использование
карт - схем для проведения опытов позволяет учитывать особенности
наглядно-образного мышления дошкольников (наличие зрительно-смысловых образов
на схеме) и, в то же время, способствовать формированию логического мышления
(изучение алгоритма действий помогает устанавливать причинно-следственные
связи), развивает мыслительные операции (сравнение, классификация, обобщение,
анализ, синтез). При этом самостоятельная деятельность способствует повышению
познавательной активности детей и созданию определённой эмоциональной
атмосферы.
При организации образовательного
процесса необходимо создавать такие дидактические условия, которые
способствовали бы осмыслению материала, стремлению ребёнка понять, запомнить,
воспроизвести опыт, овладеть способом проведения опыта по образцу и в
изменённых условиях, интенсивному проявлению познавательных интересов. Для
этого перед проведением опытов рекомендуется активно использовать проблемные
вопросы и проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности,
поиск ответа.
Таким образом, активно используя метод моделирования, мы видим, что он
помогает детям более полно раскрыть важные особенности объектов природы, а так
же раскрыть причинно-следственные связи, существующие в ней. Благодаря этому у
детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
В результате освоения детьми дошкольного возраста
моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности,
которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.
Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически
целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный
опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий