понедельник, 19 сентября 2022 г.

 

Эффективность использования ТРИЗ технологии в процессе развития познавательной активности дошкольников

 

ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Поэтому познавательная активность является важным качеством личности ребенка.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что особой проблемой в воспитании и развитии дошкольников является развитие познавательной активности: дети недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать.

Следовательно, выявленные особенности познавательного развития определили необходимость проведения педагогической работы, направленной на организацию и проведение мероприятий по развитию познавательной активности дошкольников через ТРИЗ  (Теория Решения Изобретательских Задач) технологию.

Технология ТРИЗ является базой для ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Решение изобретательских задач позволяет активировать все основные направления развития ребенка: волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формирует умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

В основе ТРИЗ технологии лежит проблемно-поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Поэтому ТРИЗ является одной из технологий развивающего обучения. Дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но прежде всего, учатся самостоятельно их добывать. Начинает вырабатываться творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое  главное – вызвать у детей интерес к занятию.  Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью, что на современном этапе развития очень востребовано в обществе.

Для решения педагогических задач использовала такие формы организации детской деятельности как игровая, конструктивно-модельная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская и др. и систему творческих заданий на основе некоторых  методов и приемов ТРИЗ:

Метод «Мозговой штурм» - это метод коллективного поиска оригинальных идей. Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть:

-         как уберечь продукты от мышей;

-         как не намокнуть под дождем;

-         как мышам достать сыр из-под носа кота;

-         как выгнать лису из заячьей избушки;

-         как потушить пожар, если в доме нет воды;

-         как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

-         как оставить кусочек лета в зиму.

          Правила мозгового штурма: исключение всякой критики, поощрение самых невероятных идей, большое количество ответов и предложений, чужие идеи можно улучшать.

          Метод морфологического анализа. Обычно для морфологического анализа строили таблицу (две оси) или кармашки (более двух осей). В качестве осей брали основные характеристики рассматриваемого объекта и фиксировали возможные их варианты по каждой оси. Затем выбирались различные сочетания элементов и рассматривались все возможные варианты.

           Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70-е годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение,

дробление-объединение, оживление-окаменение, специализация-универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот».

               Метод «Системный оператор». Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

             ММЧ (метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

 Для успешного использования ТРИЗ-технологий была создана соответствующая развивающая среда, которую предусматривает данная технология, а именно: центры со   специальными наглядными пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной познавательной деятельности.

Используя технологии ТРИЗ в своем опыте, я не заменяю или подменяю основную программу, а максимально увеличиваю ее эффективность в процессе развития познавательной активности детей, как одного из компонентов личностного роста ребенка. Занятия по технологии ТРИЗ планировались в любое время: в процессе непосредственно-образовательной деятельности, во время организации режимных моментов, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.

Для достижения положительных результатов в развитии познавательной активности ребёнка средствами ТРИЗ-технологий невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в работе с родителями их познакомили с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы: буклет для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома», «Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов», памятка для родителей «Признаки познавательной активности». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с  родителями.

Анализ  анкетирования родителей по данному вопросу и итоговая диагностика познавательной активности  свидетельствовали о положительной динамике  развития познавательной активности   детей благодаря  применению  ТРИЗ технологии.

Таким образом, можно сделать вывод, что использованные приемы эффективны. У детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: технология ТРИЗ способствует повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому есть необходимость в дальнейшем использовании данной технологии в педагогической работе с детьми.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Но необходимо помнить, что процесс образования и воспитания детей должен носить не случайный, а специально организованный характер. Так что экспериментируйте с технологиями, старайтесь заинтересовать детей, чтобы процесс воспитания и обучения был увлекательным и эффективным.

Основой послужили  труды  следующих авторов в области психологии: Г.А. Селевко, М.И. Шилова и др. В области педагогики следующих авторов: Л.П.Буева, Я.И.Габаева, А.П. Сидельковского Н.Н. Моисеева и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий